Пружины подвески. Казалось бы, нет скучнее темы для разговора. И правда, чем
они могут привлечь к себе внимание простого автолюбителя? Стоят себе на
автомобиле, не требуя ни настройки, ни регулировки, ни даже самого малого ухода.
Спидометр "отмотает" не один круг, уже заменены поршни, расточен блок цилиндров,
да и вся подвеска давно не "родная", а пружины все те же! И тем не менее даже о такой
"малонапрягающей" водителя детали автомобиля можно узнать много интересного,
особенно полезного тогда, когда все же возникает необходимость ее заменить.
Технология изготовления пружин достаточно сложна. Потому львиная доля пружин для "Жигулей", "Самар", "Нив" производится на ВАЗе.
Однако в настоящее время существует еще ряд предприятий, которые получили допуск ВАЗа на производство пружин. Это:
- Завод строительных машин, г.Славянск (Украина);
- Крапостроительный завод, г.Никополь (Украина);
- ТОО "Союз-ТМО", г.Ижевск;
- Машиностроительный завод, г. Пермь.
На пружины, изготовленные в этих городах, наносится товарный знак завода-изготовителя либо прикрепляется бирка.
Изготавливаются пружины из прокатанной пружинной стали, с которой предварительно шлифованием (а сейчас на новых линиях токарной обработкой) снимается обезуглероженный слой. Дальнейшее изготовление пружины включает следующие этапы:
- нагрев прутка и навивка пружины в горячем состоянии;
- закалка в масле и низкий отпуск;
- дробеструйная обработка, применяемая для очистки от продуктов окисления и упрочнения поверхностного слоя;
- холодная осадка пружин (пружины трижды прожимают до соприкосновения витков, длина их при этом уменьшается приблизительно на 18 мм, одновременно происходит заневоливание пружин);
- нанесение защитного покрытия (на пружины задней подвески, работающие в более жестких условиях, наносится защитное эпоксидное покрытие). Передние же пружины допускается покрывать специальной эмалью черного цвета на хлоркаучуковой основе. Стоит отметить, что технология нанесения эпоксидного покрытия достаточно сложна и освоена только на Волжском автозаводе. Другие предприятия-изготовители применяют покрытие пружин эмалью. контроль статической нагрузки - последняя операция в изготовлении пружин. На этой операции, которой подвергаются абсолютно все изготавливаемые пружины, выбраковываются пружины, не попадающие в допуск. Остальные же, в зависимости от полученного значения контрольной нагрузки, делятся на два класса. Пружины с плюсовым полем допуска по нагрузке относятся к классу А, с минусовым - к классу В. При этом пружины метятся краской (распылителем наносится полоса на внешней стороне витков), соответствующей своему классу.
Далее...